История Бурятской транспортной прокуратуры

История Бурятской транспортной прокуратуры начинается с образования в 1975 году Улан-Удэнской транспортной прокуратуры  приказом Генерального прокурора СССР Руденко А.М. № 14-л от 3 января 1975 года. Прокуратура входила в состав прокуратуры Республики Бурятия на правах районной.

Первым прокурором Улан-Удэнской транспортной прокуратуры был Звездин Виктор Прокопьевич.

Улан-Удэнская транспортная прокуратура располагалась в трех комнатах одноэтажного барака по ул. Революции 1905 года рядом с железнодорожным вокзалом.

Согласно планам  работы Улан-Удэнской транспортной прокуратуры в 1975-1979гг. на предприятиях и организациях проведено большое количество проверок исполнения законов. С целью сокращения простоев вагонов осуществлялся надзор за исполнением законодательства по обеспечению своевременной погрузки и разгрузки  железнодорожных вагонов, а также законодательства об охране социалистической собственности и обеспечении безопасности движения поездов.

Наиболее распространенными преступлениями в тот период  были хищения социалистической собственности, хулиганство, кражи личного имущества и грабежи.

Говоря о годах работы в прокуратуре, Звездин В.П. вспоминает, что Улан-Удэнская транспортная  прокуратура изначально создавалась для обслуживания Байкало-Амурской магистрали, перевалочная – снабженческая база которой находилась на станции Таловка Республики Бурятия. С этой станции на север Бурятии начинали прокладывать автомобильную дорогу, через поселки Баргузин и Новый Уоян, по которой шли грузы для стройки. «Строительство дороги в указанных участках оказалось невыгодным для развития дороги  с экономической точки зрения, и было принято решение об обеспечении стройки БАМа с Серверной части, - вспоминает Звездин В.П.- Именно тогда возникла необходимость создания обособленной, самостоятельной прокуратуры в городе Северобайкальск».

В связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и в целях усиления прокурорского надзора в зоне Байкальского участка БАМа в мае 1976 года Улан-Удэнская транспортная прокуратура была разделена на Бурятскую и Байкальскую транспортные прокуратуры с передислокацией последней в г. Северобайкальск.

Предложив название вновь созданной Байкальской транспортной прокуратуры, Звездин В.П. возглавил ее в г. Северобайкальске. Деятельность 6 оперативных работников Байкальской транспортной прокуратуры осуществлялась первое время  в вагончике-бытовке.

В 1975-1979гг. Бурятской и о время ов Байкальской транспортной прокуратурыБайкальской транспортной прокуратурой проверялось исполнение  законов при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях в Бурятском ЛОВД, проводились ежеквартальные проверки соблюдения законодательства об охране социалистической собственности и борьбе с бесхозяйственностью, о труде и технике безопасности  на поднадзорных предприятиях, проверялось исполнение законов по борьбе с преступностью и правонарушениями среди несовершеннолетних, обобщалась судебная практика по гражданским делам о восстановлении  на работе, проверка соблюдения законности в административной деятельности ГАИ и Госпожарнадзора ЛОВД, проводились проверки исполнения законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом.

В июне 1976г. Бурятским транспортным прокурором стал Цыганков Василий Степанович, который проработал в этой должности до 1983 года и переведен первым заместителем прокурора Республики Бурятия.

В первые годы в штате прокуратуры, кроме прокурора, состояли помощник и следователь. Среди первых работников прокуратуры был ветеран Великой Отечественной войны Жабаев Р.С., человек огромной энергии, трудолюбивый и скромный, активно работавший до последних дней своей жизни.

В августе 1983 года прокурором назначен Денисов Сергей Иннокентьевич, который проработал в этой должности почти 10 лет.

Вспоминая годы работы в Бурятской транспортной прокуратуре, Денисов С.И. говорит, что коллектив прокуратуры, которым он руководил был дружным, сплоченным,  штат сотрудников состоял из 7 человек, в который входили прокурор, заместитель прокурора, 2 следователя, 3 помощника.

Рабочая неделя начиналась с планерного совещания, которое включало рассмотрение плана работы на неделю, сверки с ежемесячным планом, отчет о расследовании уголовных дел и проверок.  В пятницу все работники прокуратуры вновь встречались на совещании, где подводили итоги недели, и планировали новые проверки.

«Прокурор в 80-е годы – это квалифицированный дипломат, - делится воспоминаниями Денисов С.И., - Он должен был предоставлять свободу в действиях своим сотрудникам, но следить чтобы она не выходила за рамки закона».

Бурятская транспортная прокуратура в 80-е  начало 90-х гг. осуществляла надзор за исполнением законов, в т.ч. деятельностью милиции, трудового и жилищного законодательства, законодательства о дисциплине труда. Одними из приоритетных направлений были надзор за исполнением законов о пьянстве, сохранности перевозимых грузов и безопасности железнодорожного, авиационного, речного движения, а также  надзор за исполнением законодательства по обеспечению своевременной погрузки и разгрузки  железнодорожных вагонов, что способствовало сокращению простоев вагонов.

Судебные разбирательства в указанный период были не частым явлением. В основном государственное обвинение поддерживали по статьям о краже, грабеже, незаконном хранении и изготовлении наркотических средств.

Бурятской транспортной прокуратурой рассматривалось в период с 1983 по 1993 гг.  большое количество жалоб. Чаще всего они поступали от работников железной дороги. Рассматривая жалобы, работники прокуратуры давали разъяснения, вносили меры прокурорского реагирования.

Не имея возможности пользоваться компьютерами и копировальными аппаратами, штат прокуратуры работал, используя   печатные машинки и копировальную бумагу. Особенно сложно было отслеживать новеллы законодательства, так как доступа к правовым системам тогда не существовало. «Обязанность по обновлению законодательства была закреплена за одним помощником прокурора, который делал вырезки из газет, отслеживал изменения закона, а затем информировал весь состав на планерном совещании, - вспоминает Денисов С.И.- Раз в квартал я лично посещал  отделение дороги с целью участия в мероприятии « Вопрос-ответ по проводам». Заходил в комнату, где стоял стационарный телефон, номер которого заранее сообщался всем работникам железной дороги. В течение часа я принимал звонки, разъяснял работникам нормы законодательства и право обращения в суд».

Немалое количество молодых специалистов приходило в Бурятскую транспортную прокуратуру в те годы. К вновь пришедшим, особенно молодым, сотрудникам прокурор и наставник относились с уважением и требовательностью. Часто проводили с ними беседы, делились профессиональным опытом.

«Работа прокурора – это ненормированный рабочий день, в любое время суток ты обязан быть на работе и служить во имя закона, - делится воспоминаниями С.Н. Денисов. Вспоминаю, как в апреле 1988г. произошла катастрофа в Баунтовском районе Республики Бурятия - разбился о скалу самолет Л 410 с 15 пассажирами, командиром и вторым пилотом. Я и заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Речков В.Н. оперативно прилетели и осмотрели  место происшествия. В таких ситуациях прокурор обязан реагировать незамедлительно, организовывать работу согласно приказу Генеральной прокуратуры.»

В мае 1993 года четвертым Бурятским транспортным прокурором назначен Хорошев Яков Евгеньевич.

Штат Бурятской транспортной прокуратуры тогда состоял из 6 помощников и двух следователей.

Правильно скоординировав работу сотрудников и умело используя предоставленные законом полномочия, Хорошев Я.Е. проявил себя как профессионал и грамотный руководитель, в связи с чем в декабре 1999 года ему было присвоено звание «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2001г. «О частичном изменении структуры и увеличении штатной численности прокуратур субъектов Российской Федерации в связи с ликвидацией Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Забайкальской транспортных прокуратур» в прокуратуре Республики Бурятия был организован отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, состоящий из начальника отдела, старшего прокурора и прокурора отдела, инспектор.

Приказом Генерального прокурора РФ от 29 апреля 2004 года отдел был ликвидирован и организованна группа в составе старшего помощника – Хорошева Я.Е.  и помощника прокурора республики – Кирилловой Л.И.

Основными задачами группы являлись координация и контроль деятельности Бурятской транспортной прокуратуры, прокуратуры Кяхтинского, Тункинского, Муйского районов, Северобайкальской межрайонной прокуратуры, осуществляющих непосредственный прокурорский надзор на транспорте и в таможне, оказанием им методической и практической помощи. Транспортными прокурорами первостепенное внимание уделялось вопросам безопасности движения, обеспечение полетов, плавания. В числе важнейших направлений работы являлся постоянный надзор за исполнением законов таможенными органами.

С  1 февраля 2002 года до августа 2007года  Бурятскую транспортную прокуратуру возглавлял Смелый Вячеслав Николаевич – человек, отдавший служению закону более 30 лет.

В августе 2007 по август 2008г. Бурятскую транспортную прокуратуру  возглавил Киселев Александр Васильевич, признанный «Заслуженным юристом Бурятии» и «Почетным работником прокуратуры Российской Федерации».

С августа 2008 по июнь 2017г. Бурятскую транспортную прокуратуру возглавлял старший советник юстиции Хорошев Леонид Яковлевич, который прошел путь от следователя до заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Бурятия.

В настоящее время Бурятскую транспортную прокуратуру возглавляет советник юстиции Перинов Валентин Александрович.

Сегодня штат сотрудников состоит из 7 человек: прокурор,  2 заместителя прокурора, 2 старших помощника прокурора и 2 помощника прокурора.

Бурятской транспортной прокуратурой осуществляется надзор за 37 организациями на железнодорожном транспорте, 7 организациями на воздушном транспорте, 5 организациями на внутреннем водном транспорте, Бурятской таможней, Улан-Удэнским линейным отделом МВД России на транспорте.

Общая протяженность участка железной дороги поднадзорных организаций – 656,5 км.

Главными направлениями в работе Бурятской транспортной прокуратуры сегодня  является надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Бурятия в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере, надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте.

1
2
3
4
5